Чего ожидать от президентских выборов в Иране?

Иранский список кандидатов на главы государства свидетельствует о явном сдвиге республиканского внутриполитического курса в сторону ультраконсерватизма. Как отмечают эксперты, явка в день предстоящих выборов президента Ирана, которые состоятся 18 июня 2021 года, может составить от 40 до 48 процентов от общего количества избирателей (59 миллионов человек).
Такое резкое снижение избирательной активности вызвано, прежде всего, пандемией COVID-19 и сомнениями рядовых иранцев в том, что руководство страны способно провести серьёзные экономические реформы, направленные на поиск путей преодоления международных санкций. Стоит отметить, что на последних парламентских выборах 2020 года в Иране явка избирателей оказалась критически низкой с момента Исламской революции и составила всего лишь 42 процента. При этом явка в городах, которые в 2016 году голосовали за реформистов, сократилась до 25 процентов. Учитывая прогнозы о предстоящей избирательной активности 18 июня 2021 года, Тегеран может столкнуться с очередным кризисом легитимности, что, скорее всего, спровоцирует ряд критических замечаний со стороны стран Запада и, в первую очередь, США.
На протяжении длительного времени представители иранской оппозиции, находящиеся в изгнании, призывали своих сторонников бойкотировать президентские выборы в стране. Основным лозунгом их информационной кампании стала необходимость свержения режима аятолл. Этот лозунг стал особенно популярным в эмигрантской среде после того, как иранские силы правопорядка жестоко подавили протестные акции в ноябре 2019 года. Из 592 потенциальных кандидатов на пост главы государства только 7 человек, в конечном итоге, смогут принять участие в продолжении избирательной кампании.
При этом Совет стражей отклонил кандидатуры бывшего председателя национального парламента Али Лариани, первого заместителя президента Ирана Эсхака Яхангири. Большое удивление вызвало также отстранение от выборного процесса Махмуда Ахмадинежада, на которого делали ставку страны Запада. Итоговый список кандидатов свидетельствует о том, что в нем не осталось ни одного представителя реформистского лагеря, который весьма стремительно утратил симпатии рядовых иранцев. В свою очередь, как утверждают источники, на консерваторов в Иране тоже не возлагают больших надежд. В целом, в иранском обществе наибольшую популярность приобрела идеология политического равнодушия.
Иранцы устали от бесконечных обещаний реформ, которые никогда не проводятся, от смягчения международных санкций, которые продолжают усиливать, от выяснений отношений с США и Израилем, которые никак не угомонятся. Между тем, большинство иранского населения начинает проявлять больше интереса к чисто житейским делам, тогда как политика превратилась для них в “нечто чужое, с чем лучше никак не связываться”. Поэтому на предстоящих выборах президента Ирана ожидается столь низкая явка избирателей. Верховный аятолла Али Хаменеи недавно выступил с заявлением, в котором выразил свою поддержку политики исключения из списка кандидатов на пост президента страны ряда реформисиских деятелей. Тем самым, Рахбар вступил в явный конфликт с Хасаном Рухани, который настаивал на необходимости включения в избирательную гонку некоторых исключенных кандидатов.
Этот конфликт, безусловно, создаст дополнительные препятствия для признания иранских выборов легитимными и усугубит внутриполитический кризис в стране. Среди всех претендентов на пост главы Исламской республики огромные шанс на победу есть у главы судебной власти Ибрагима Раиси. Во всяком случае, его интересы активно продвигает Верховный аятолла, который хочет видеть во главе республики “своего человека”, в отличие от зачастую непокорного Хасана Рухани. Ибрагим Раиси на сегодняшний день – самый популярный клирик на иранской сцене. И если бы президентские выборы в Иране проходили сегодня, то за него проголосовало бы абсолютное большинство избирателей, исходя из того, что именно Раиси смог представить публике вполне жизнеспособную антикризисную программу.
Между тем, как глава судебной власти Ирана он снискал весьма нехорошую славу особенно среди иранской молодёжи, поскольку во время протестных акций принимал активное участие в осуждении демонстрантов. Не менее значимым участником иранского политического сезона является бывший председатель национального парламента Али Лариани, который, несмотря на то, что его кандидатура была отклонена, всё ещё тешит себя надеждой на пересмотр решения относительно собственной персоны. И, как отмечают эксперты, после оглашения результатов голосования он может спровоцировать людей выйти на улицу с требованием проведения второго тура выборов.
В любом случае президентские выборы в Иране будут организованы в чрезвычайно сложное время на мировой арене, испытывающей катастрофическое влияние пандемии коронавируса и экономического кризиса. В дополнение к этому страна испытывает огромную потребность в снятии международных санкций. В принципе, именно этим и обусловлено стремление режима аятолл к возобновлению ядерного соглашения. В таких условиях борьба за каждый голос, вероятно, будет жёсткой.
Денис Коркодинов, президент Международного центра
политического анализа и прогнозирования, политтехнолог.