Экологическая безопасность Каспийского моря в приоритете Тегеранской конвенции
Руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря» Магомед Абдулатипов дал интервью сетевому изданию «Морские вести России», где рассказал о важности экологической безопасности на Каспие для сотрудничества в рамках Тегеранской конвенции.
Магомед Алиевич, известно, что ежегодно в августе во всех пяти прикаспийских государствах отмечается День Каспийского моря? Как появился этот официальный праздник, с чем он связан и как отмечается в России, в регионе?
– Действительно, 12 августа прикаспийские страны отмечают Международный день Каспийского моря. Таким образом подчеркивается значимость принятой в этот день рамочной Тегеранской конвенции (далее – Конвенция) по защите морской среды Каспийского моря, которая стала региональным международным законом в этой сфере и была названа в честь столицы Ирана, где была подписана представителями пяти прикаспийских стран – Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России. Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 года, и тогда же впервые День Каспийского моря отмечался в Иране.
В настоящее время празднование Дня Каспия регулярно проводится всеми прикаспийскими странами, что позволяет привлечь внимание к экологическим проблемам моря не только специалистов, но и широкой общественности.
В самом документе говорится об обеспечении доступа общественности к информации о состоянии морской среды Каспия, мерах по предотвращению, снижению и контролю загрязнения. При этом такой доступ должен быть предоставлен с учетом национального законодательства участников Конвенции и международных соглашений о доступе общественности к информации о морской среде.
В Астрахани в рамках Дня Каспийского моря обычно проходят мероприятия, которые дают возможность вести диалог на экологические темы представителям общественных организаций, бизнеса и государственной власти как в официальном, так и в неофициальном формате. Как правило, ФГБУ «АМП Каспийского моря» является участником или организатором мероприятий, посвященных вопросам предотвращения загрязнения Каспия, что позволяет найти оптимальные пути решения, в том числе для выработки позиции к очередной официальной конференции сторон Тегеранской конвенции.
Каковы основные положения Конвенции и как они согласуются с национальным законодательством? Очевидно, были и будут какие-то дополнения, изменения, новые документы?
– Название «рамочная конвенция» говорит о том, что документ содержит лишь основные положения по урегулированию общих и организационных вопросов сотрудничества и кооперации в сфере охраны морской среды Каспийского моря, следовательно, подразумевается, что регулирование отдельных специальных положений будет осуществляться дополнительными документами.
На сегодняшний день страны-участницы Конвенции пришли к согласию в отношении четырех протоколов, касающихся приоритетных областей: 1) протокол по сохранению биологического разнообразия (подписан 30.05.2014 г. в Ашхабаде); 2) протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности (подписан 12.12.2012 г. в Москве); 3) протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (подписан 12.08.2011 г. в Актау); 4) протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Подписание последнего протокола ожидается в ближайшее время. Положения о доступе общественности к информации включены также в протоколы к Конвенции.
Конвенция становится эффективным правовым инструментом охраны окружающей среды на Каспии. Ее основная цель – защита морской среды от загрязнения из всех источников, включая охрану, сохранение, восстановление и устойчивое и рациональное использование биологических ресурсов моря. Этот документ – юридическая основа для защиты Каспия, он определил основные направления регулирования антропогенного воздействия на морскую среду, охраны и воспроизводства биологических ресурсов, а также процедурные вопросы принятия совместных решений прикаспийскими странами.
В целях реализации положений документа страны – члены Конвенции разрабатывают национальные планы действий на Каспийском море по контролю за источниками загрязнения, включая предельные величины выбросов для соответствующих веществ, а также способствуют внедрению экологически обоснованных технологий, влияющих на улучшение и внедрение целевых показателей качества окружающей среды на национальном и региональном уровнях.
Какую роль, по Вашему мнению, Конвенция уже сыграла в организации системы экологической безопасности Каспия?
– Самая важная роль Конвенции – это объединение усилий прикаспийских государств в таких важных вопросах, как борьба с загрязнением Каспия и координирование деятельности по ликвидации последствий загрязнений.
Каспийское море – уникальный водоем. Как известно, у него нет выхода в Мировой океан. С другой стороны, это соленое, по сути, озеро обладает всеми морскими приметами, начиная с приливов и отливов и заканчивая жестокими штормами. Площадь крупнейшего в мире внутреннего водоема – более 370 тыс. кв. км. Среди морей это настоящий реликт, сохранивший до наших дней богатейшую флору и фауну, это достояние всего человечества.
Необходимость сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и ресурсов Каспийского моря ранее была актуальным вопросом для прикаспийских стран, но после распада СССР в 1991 году бывшие советские республики остались фактически без законодательной базы, регулирующей международное сотрудничество, в том числе в экологической сфере.
В 90-е годы был заключен ряд юридически не обязывающих региональных соглашений, но они не дали желаемых результатов. В 1998 году с целью предотвращения ухудшения экологических условий Каспийского моря и способствования устойчивому развитию региона для обеспечения благополучия прибрежного населения на длительный период была создана обширная региональная Каспийская экологическая программа (КЭП).
КЭП дала возможность вести многолетние переговоры и принять Тегеранскую конвенцию, которая стала первым региональным соглашением, определившим основные аспекты природоохранной деятельности, направленные на снижение негативных последствий антропогенного воздействия на морскую среду Каспийского моря. Несмотря на рамочный характер и необходимость дальнейшего развития отдельных положений путем принятия дополнительных протоколов, Конвенция создала базу для сотрудничества прибрежных государств, заинтересованных в разработке минеральных ресурсов Каспия, в вопросах защиты и сохранения уникальной экосистемы моря и устойчивого развития всего региона.
Конвенция основывается на современных принципах, которые являются ключевыми для экологически грамотного управления ресурсопользованием и сохранения окружающей среды, а именно: принципах принятия мер предосторожности, «загрязняющий платит», доступности информации о загрязнении морской среды Каспийского моря (ст. 5 Конвенции).
Согласно, например, принципу доступности информации о загрязнении морской среды Каспийского моря, договаривающиеся стороны предоставляют друг другу соответствующую информацию в максимально полном объеме. При этом Конвенция не содержит положений, раскрывающих критерии «максимально полного объема», равно как и однозначно устанавливающих, какую именно информацию о загрязнении морской среды и в какие сроки стороны должны предоставлять.
Из положений Конвенции следует, что при осуществлении сотрудничества в целях предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря, а также ее защиты, сохранения и восстановления договаривающиеся стороны самостоятельно или совместно проводят работу по «сбору, накоплению и оценке данных с целью выявления источников, вызывающих или способных вызвать загрязнение Каспийского моря, и обмену соответствующей информацией с другими договаривающимися сторонами».
Проведение мониторинга, предусмотренное Конвенцией, также предполагает обмен информацией, а именно о загрязняющих веществах, за выбросом и концентрацией которых осуществляется мониторинг, поскольку совместная оценка состояния морской среды Каспия и эффективность мер по предотвращению, снижению и контролю ее загрязнения подразумевает использование информации, предоставленной всеми или несколькими договаривающимися сторонами. Кроме того, создание централизованной базы данных, которая должна стать основой для принятия решений и общим источником информации и образования для специалистов, администраторов и населения, тоже может потребовать от договаривающихся сторон предоставления друг другу информации, подлежащей включению в такую базу.
Какие риски и угрозы экологии Каспийского моря непосредственно связаны с судоходной деятельностью и как они минимизируются службами АМП?
– Риски и угрозы экологии объективно присутствуют в деятельности любого морского предприятия, так как эта деятельность сопровождается форс-мажорными обстоятельствами, которые не могут быть ни предусмотрены, ни предотвращены, ни устранены какими-либо действиями.
Несмотря на внедрение в практику судоходства самых передовых достижений науки и техники, использование при строительстве и оборудовании судов новейших технологий, ежегодно в морях происходят трагедии, десятки судов тонут, горят, взрываются, просто бесследно исчезают.
Основными рисками судоходной деятельности в Каспийском море являются: загрязнение нефтью и нефтепродуктами; загрязнение сточными водами с судов; загрязнение мусором с судов; загрязнение атмосферы с судов.
Тем не менее, мореплавание – это управляемый риск. В каждом подразделении ФГБУ «АМП Каспийского моря» всегда помнят, что риском можно и нужно управлять, реализуя определенные действия и мероприятия. В подведомственных АМП портах Астрахань, Оля и Махачкала, в других подразделениях организации вопросы соблюдения экологической безопасности находятся под пристальным контролем.