Политика

Влияние саудовско-катарского примирения на Йемен

В результате признания Конгрессом США окончательной победы Джо Байдена темпы восстановления панарабской коалиции, включающей, в том числе, Катар, заметно активизировались. В свою очередь, это существенно отражается на йеменском кризисе, поскольку правительство Мансура Хади вынуждено корректировать свою политику в соответствии с новыми геополитическими реалиями. Кризис в отношениях между странами-“блокаторами” и Дохой возник практически сразу после того, как Дональд Трамп официально возглавил Белый дом в 2016 году.

Особенно символично то, что “Катарская блокада” началась после посещения новоизбранным президентом США Эр-Рияда, где и обсуждались планы по изоляции эмирата. Такое решение вызвало эпохальный разворот в политике Персидского залива и по своим последствиям стало самой невыгодной сделкой для всего арабского мира, в целом. Особенно болезненное воздействие “Катарская блокада” оказала на Йемен, где Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты на протяжении длительного времени ведут войну, в которой Доха до начала политики изоляции играла весьма заметную роль. Ошибочно утверждать, что примирение между Катаром и Саудовской Аравией может способствовать урегулированию йеменского кризиса, поскольку до сих пор остался не разрешённым гуманитарный аспект взаимоотношений между странами.

Кроме того, возникший вследствие блокады разрыв в темпах экономического роста, региональном влиянии стран вряд ли можно преодолеть в течение ближайшего времени, вследствие чего Доха и Эр-Рияд, несмотря на формальную нормализацию отношений, продолжат рассматривать друг друга в качестве конкурентов, а в некоторых моментах – даже в качестве угрозы. По этой причине сейчас достаточно сложно прогнозировать то, каким будет катарско-саудовское примирение в обозримом будущем. Тем не менее, очевидно, что за этим примирением последует целая серия шагов, направленных на уточнение позиций стран и упреждение негативного влияния на различные военно-политические субъекты, включая вооружённые формирования и правительство Йемена. Стоит отметить, что позиция правительства Мансура Хади отличается строгой зависимостью от позиции Эр-Рияда. К тому же, территориально йеменский кабинет министров располагается в Саудовской Аравии, в связи с чем он практически полностью контролируется со стороны королевства.

Сразу после принятия решения о начале блокады Йемен официально заявил о своём разрыве отношений с Дохой. Периодически с ярко выраженной антикатарской риторикой начали выступать йеменские политики и, в частности, министр информации Муаммар аль-Эриани. Между тем, до лета 2017 года Катар был активным участником процесса урегулирования йеменского кризиса, и президент Йемена Мансур Хади даже посещал Доху для встречи с высшим руководством страны. Таким образом, в результате примирения между Саудовской Аравией и Катаром Йемен вынужден перестраивать свою политику с тем, чтобы приспособить её к новой геополититической действительности.

И, в этой связи, ключевое значение имеет уточнение позиции Катара, как минимум, по трем, вопросам: 1) отношение к территориальной целостности Йемена; 2) отношение к движению “Ансар Аллах”, 3) дальнейшие отношения с йеменским отделением движения “Братья-мусульмане” – партии “Ислах”. Позиция Катара по данным вопросам является одним из самых важных файлов в процессе урегулирования кризиса и предопределяет дальнейшее развитие военного конфликта между Югом и Севером Йемена. Доху неоднократно обвиняли в поддержке движения “Ансар Аллах”, тогда как Саудовская Аравия увеличила свое военное присутствие в Аль-Махре в целях противодействия контрабанде оружия, поставляемого йеменским повстанцам из Объединённых Арабских Эмиратов.

Кроме того, существует необходимость в уточнении политики Катара в отношении освобождённых районов Йемена, где сейчас доминируют силы арабской коалиции и правительства Хади. Будет ли Катар предпринимать попытки одержать реванш в этих районах, тем самым, провоцируя новые военные столкновения? Немаловажно значение имеет также то, что на протяжении последних трех лет роль Дохи в Йемене была чрезвычайно дискредитирована. Под влиянием Эр-Рияда Катар обвиняли во всех йеменских бедах. Вследствие этого, усиление влияния эмирата, прежде всего, в южных и центральных районах Йемена может привести к бунту местного населения, которые не хотят видеть Катар в качестве участника военного конфликта и переговорного процесса. Таким образом, в случае реализации саудовско-катарского примирения в Йемене могут произойти необходимые процессы, которые подорвут доверие, прежде всего, к Эр-Риядскому соглашению и сделают невозможным формирование нового состава переходного правительства.

Денис Коркодинов, президент Международного центра политического анализа и прогнозирования, политтехнолог.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *