Сирия открывает новую страницу в своей политической истории
Недавний визит главы сирийского внешнеполитического ведомства Фейсала аль-Микдада в Оман свидетельствует о трансформации внешнеполитических подходов официального Дамаска. Сирийский режим готовится идти ва-банк в переговорном процессе с вооружённой оппозицией, используя в качестве козыря гарантии крупных региональных союзников. Особо символичной выглядит предыстория оманского турне сирийского министра.
Перед посещением султаната Фейсал аль-Микдад встретился с иранскими коллегами, а также провел консультации с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. В связи с этим, эксперты полагают, что в ближайшей перспективе мы можем стать свидетелями достаточно крупного события, свидетельствующего о новой роли Дамаска на Ближнем Востоке как гаранта стабильности и мира. По крайней мере, Москва и Тегеран полны решимости предоставить Башару Асаду уникальные возможности по обеспечению процесса региональной безопасности. На фоне предстоящих президентских выборов в Сирии такое усилений позиций главы официального Дамаска способствовало бы его переизбранию.
Кроме того, участие Омана в качестве посредника в значительной мере укрепляет на международной арене имидж султаната как страны, выступающей за организацию мирного процесса, способного изменить конфигурацию сил на всём Ближнем Востоке. Стоит отметить, что Фейсал аль-Микдад весьма удачно выбрал время и место для совершения судьбоносного для Сирии иностранного визита. Дело в том, что Оман – первая арабская страна, которая выступила за восстановление деятельности своего посольства в Дамаске. Помимо прочего, султанат активно поддерживает политику нейтралитета в ближневосточном регионе. По этой причине Оман, равно как и Россия, пользуется большим авторитетом в сирийском политическом истеблишменте и обладает ресурсами для примирения стран Персидского залива и режима Башара Асада.
Эксперты отмечают, что в программе визита главы сирийского внешнеполитического ведомства были встречи не только с оманскими политиками. По крайней мере, по приглашению российского министра иностранных дел Сергея Лаврова во встрече могли принимать участие официальные представители Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов и Катара, которые в ближайшей перспективе могут анонсировать восстановление дипломатических отношений с Сирией на довоенном уровне. Безусловно, союз Дамаска со странами Персидского залива позитивно скажется на договор способности вооруженных отрядов сирийской оппозиции, которые под влиянием своих иностранных спонсоров будут вынуждены прекратить сопротивление правительственным войскам.
Таким образом, существует шанс того, что длящийся почти 10 лет военный конфликт в Сирии будет завершён в случае достижения международного согласия. По крайней мере, в арабском мире уже существует практически общее понимание того, что военный конфликт в Сирии должен быть прекращён ценою политических уступок, в том числе, на международной арене. Тем не менее, пока сохраняется определённая неясность в вопросах продления полномочий Башара Асада. Поэтому сирийский режим предпочитает продолжать сопротивление до тех пор, пока лидеры стран Персидского залива официально не подтвердят то, что Башар Асад должен остаться главой государства.
Позиция Москвы и Тегерана в данном вопросе сводится к тому, что сохранение сирийского режима позволит укрепить их позиции на Ближнем Востоке, вратами которого по-прежнему является Дамаск. Вследствие этого вопрос о статусе Башара Асада является основой повесток дня любого переговорного процесса по Сирии. И то, что глава сирийского внешнеполитического ведомства начал новую страницу политической истории Дамаска именно в Омане, в значительной мере усиливает позиции главы Сирийской Арабской Республики, предоставляя ему абсолютный карт-бланш на переизбрание.
Денис Коркодинов, президент Международного центра политического анализа и прогнозирования, политтехнолог.