Иран Экономика

Чего стоит ожидать от нового президента Ирана?

Международное сообщество, и, прежде всего, США, Израиль и Китай до сих пор продолжает проявлять беспокойство вследствие проведённых в Иране президентских выборов. Ибрагим Раиси, который поставил перед страной амбициозную задачу в кратчайшие сроки вывести Иран из “санкционной ямы” и создать ядерное оружие, вынуждает многие страны пересмотреть свои представления об Исламской республике и определить пути дальнейшего развития режима аятолл на международной арене. На данный момент стоит отметить, что опасения, связанные с предстоящей политикой Ибрагима Раиси, по меньшей мере, основаны на заблуждениях, поскольку новые контуры иранской политики до сих пор не сформированы, а новая президентская администрация только “вошла в колею” и ещё не успела продемонстрировать результаты своей деятельности.
Таким образом, существующие опасения не основаны на конкретном знании того, какие виражи иранской политики станут реальностью и что явится их следствием. Главная причина возрастающей антииранской истерики состоит в неоднозначном толковании ожидаемого политического курса Ибрагима Раиси, личность которого и ближайшая связь с Великим аятоллой, безусловно, будут оказывать решающее влияние на его деятельность. Кроме того, ряд публичных заявлений нового президента Ирана явно оказались питательный почвой для международных опасений. В частности, заявление о том, что приоритетным направлением его политики является возрождение революционный линии ливанской “Хизбаллы” рефреном отозвалось на всей ближневосточной сцене, что увеличивает риски национальной безопасности не только Израиля, но и США, которые достаточно легко могут оказаться в эпицентре ирано-ливанского сопротивления.
Исходя из этого, можно определить основные политические и идеологические векторы, по которым будет выстраиваться деятельность Ибрагима Раиси в ближайшее время. Прежде всего, его главной целью является возрождение идей “Исламской революции” Имама Рухолла Мусави Хомейни и Великого аятоллы Али Хаменеи. Кроме того, он стремится реализовать стратегии иранской автономии, то есть независимости республики от стран Востока и Запада, но обеспечение конструктивных отношений со всеми странами. При этом президент Ирана, являясь весьма религиозным человеком, предпримет попытку расширить практику экспорта “чистого ислама” по всему миру, ради чего будут задействованы передовые технологии привлечения новых сторонников. Немаловажно значение для новой иранской администрации является работа над реализацией крупномасштабных антикризисных проектов, направленных не только на укрепление международного имиджа страны, но и на возрождение экономики, организацию новых рабочих мест, борьбу с инфляцией и коронавирусом.
Безусловно, в данном направлении реализация ядерной программы играет первостепенную роль, поскольку она позволит, во-первых, встать в один ряд со странами-обладателями ядерного оружия, ослабить агрессию со стороны США и Израиля, и, во-вторых, гарантирует привлечение международных инвесторов, благодаря которым Ирану удастся решить многие внутренние проблемы. На международном поле Ибрагим Раиси, скорее всего, предпримет попытку сближения с Эр-Риядом и Каиром, предложив им своеобразную форму “союза трех” в интересах обеспечения региональной обороны. Помимо прочего, заслуживающим внимание направлением станет укрепление отношений с Россией, Сирией, Турцией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, а также усиление своего влияния в “четырёх столицах” (Тегеране, Багдаде, Бейруте и Сане).
Отдельным пунктом политической повестки Ибрагима Раиси является установление более тесного, чем есть сейчас, сотрудничества с палестинским Фронтом сопротивления, ливанской “Хизбаллой”, йеменским движением “Ансар Аллах” и отрядами иракской народной мобилизации. Учитывая активный вывод американских войск из Афганистана, где практически на наших глазах вырисовывается контуры возрождаемого Исламского Эмирата, вполне логичным является стремление Ибрагима Раиси воспользоваться ситуацией в своих интересах и предложить талибам программу взаимовыгодного сотрудничества. Безусловно, иранские эмиссары сейчас активно поддерживают контакты с афганской оппозицией и, в некотором степени, непосредственно генерируют многие процессы, происходящие на афганской сцене. Цель этого состоит в том, чтобы помочь талибам свергнуть режим Ашрафа Гани и, тем самым, экспортировать ценности Исламской революции на Афганистан.
Анализ судебной карьеры Ибрагима Раиси позволяет сделать вывод о том, что в Иране, с большой долей вероятности, получат широкую популярность школы, специализирующиеся на подготовке судей, вершащих правосудие на основе шариата (кади). Каждый иранский юноша, являющийся сторонником нового президента страны, будет мечтать стать судьёй, чтобы впоследствии повторить жизненный путь своего лидера. Так или иначе, жизнь в Иране при Ибрагиме Раиси окажется более консервативной в идеологическом плане, но весьма прогрессивной в плане экономическом. Новому президенту страны, скорее всего, удастся возобновить ядерную сделку, что существенно облегчит санкционное бремя Ирана и послужит толчком к экономическому росту, созданию новых рабочих мест. Более того, он, вероятно, сможет произвести ребрендинг Исламской республики, которая превратится в ядерную державу, способную бросить вызов всему миру.

Денис Коркодинов, президент Международного центра

политического анализа и прогнозирования, политтехнолог.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *