Азербайджан Иран Политика Россия

Армения в Закавказье

В последнее время все больше наблюдается тенденция налаживания отношений Армении со странами Закавказья. По всей видимости, хватка американской руки после Карабахского конфликта ослабла. А переизбранный их же ставленник Николы Пашиняна решил наладить отношения со старыми соседями. Жесткий урок от Кремля, который решил сохранить нейтралитет в армяно-азербайджанском конфликте, Армения усвоила.

На 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что готов начать переговоры по мирному соглашению с Арменией, поставив перед Ереваном ультиматум, — «выбрать сотрудничество и территориальные претензии».

«Конфликт завершился, поэтому Азербайджан уже заявил о готовности начать переговоры по мирному соглашению с Арменией на основе принципа делимитации и демаркации границ, взаимного признания суверенитета и территориальной целостности друг друга. Такое соглашение может превратить наш регион в регион мира и сотрудничества. Однако мы все еще не видим позитивной реакции от Армении на наше предложение», — заявил Алиев.

Сложный союз Алиеву нужен в первую очередь для транспортных проектов, в котором замещена и Россия с Турцией. Армяно-азербайджанское сотрудничество позволит создать «Зангезурский коридор, который соединит основную часть Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой». Как подчеркнул Алиев: «Азербайджан создал новые реалии в регионе Южного Кавказа, и это должен учесть каждый».

Но согласны ли с этим утверждением в Кремле, ведь Россия, после развала СССР, считается негласным лидером в этом регионе. Оценку российским планам в Закавказье дал научный сотрудник Института международный исследований МГИМО, директор лаборатории анализа международных процессов, к.и.н. Николай Силаев.

«В России внешнеполитическая повестка, конечно, гораздо шире, чем повестка Южного Кавказа. Здесь всегда возможен элемент недопонимания, не вполне верной оценки намерений и возможностей партнера, причем это относится и к России тоже. Любой союз всегда оставляет какую-то степень недосказанности, простор для интерпретации. Я хорошо понимаю, и это заметно по встречам, которые состоялись, что в обществе Армении ожидания от России и надежды велики. Здесь всегда есть риск разочарования, потому что реальная Россия может оказаться не вполне такой, какую ее представляют. По моим впечатлениям, востребованность отношений и союза с Россией в Армении очень велика, то же самое наблюдается и со стороны России. И настрой на развитие отношений со страной тоже очень позитивен и силен. Ну а что касается всякого рода недосказанностей, взаимных ожиданий, надо просто больше разговаривать. Чем больше мы разъясняем друг другу свои позиции, тем лучше мы друг друга понимаем. Но это работа, которую нужно делать постоянно», — считает Силаев.

Отношение Армении к России, по словам политолога, в целом позитивное. В то время, как в некоторых других соседних странах огорчаются, что Россия слишком сильная, в Армении огорчаются, что она недостаточно сильна. Такое отношение от «союзника» не может не льстить России. Широкая внешнеполитическая политика России в Закавказье привела к предстоящей встрече Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Сочи.

По словам последнего, эта встреча президентов «начнет новый и более сильный период в турецко-российских отношениях». Перед странами стоят две задачи: укрепить безопасность на Кавказе и увеличить товарооборот до $100 млрд. Рокировка Армении произошла и с арабским миром. Так, спикер национального собрания Армении Ален Симонян заявил, что Армения придает большое значение развитию отношений с арабскими странами Персидского залива. В ближайшее время ожидается формирование межпарламентской группы дружбы с Объединенными Арабскими Эмиратами. Не исключено, что на предстоящей выставке «Дубай ЭКСПО-2020» мы еще услышим о совместных проектах этих стран. Но возвращаемся в Большой Прикаспийский регион.

На полях 76-ой Генеральной Ассамблеи ООН впервые после 2020 года состоялись переговоры глав МИД Армении и Азербайджана. Стандартная встреча – обмен мнениями, любезностями, но многообещающее начало, особенно по вопросам продвижения процесса нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. С официальным визитом премьер-министр Армении прибыл и в Грузию. Важнейшим моментом обсуждения стали перспективы развития транспортного коридора «Персидский залив – Черное море». Проект очень выгоден Ирану, а участие России в этом проекте в большей степени имиджевая и стратегическая история, нежели коммерческая.

Для реализации проекта Армения, как ключевой транспортный узел, должна ввести в строй автомагистраль «Север-Юг», которая проходит через всю страну и соединяет обе ее границы. Далее грузы должны будут отправляться в грузинский порт Поти, а уже оттуда сухогрузы пойдут в болгарские порты Бургас и Варна. Оттуда открывается путь в Грецию и Италию. Такой маршрут сделает Иран крупнейшим транзитным хабом для азиатских товаров на рынок Европы. Исходя из этого Пекин уже объявил о готовности вложить в проект 400 млрд долларов в ближайшие 25 лет. Он станет еще одним вариантов китайского торгового маршрута «Один пояс – один путь». Запуск иранского транспортного коридора сулит как Армении, так и Грузии щедрые транзитные пошлины. Почти аналогичный грандиозный проект под названием TANAP для подачи газа в Европу планировался и Азербайджанской стороной. Важным звеном в подаче газа в Европу был богатый на газ Туркменистан, но Иран и Россия заблокировали такую возможность, мотивируя это экологическими последствиями и без того бедствующего моря.

Научный сотрудник Центра центрально-евразийских исследований Университета Мумбаи, доктор Шоаиб Кханом (Dr. Shoaib Khan) считает, что проект TANAP придаст новый голос глобальным энергетическим рынкам.

«Проект TANAP не только сформировал новую картину конкуренции от Nabucco против Южного потока до TANAP против Южного потока, но и вызвал конкуренцию между Россией и Центральной Азией с точки зрения трубопроводных стратегий. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан являются странами, не имеющими выхода к морю, в восточно-Каспийском регионе, а Азербайджан – единственное постсоветское государство, которому удалось выйти на мировые рынки нероссийскими маршрутами. Трубопровод протяженностью почти 2000 км изменит ход энергетической политики в Европе, а, следовательно, и процесс принятия решений в регионе и региональные конфликты. Проблемы с поставками в странах-производителях как из-за производственных проблем, так и из-за соображений безопасности, а также неопределенность в отношении будущего спроса в Европе, геополитические риски, препятствия в регулировании и внутренняя нестабильность – все это сдерживает амбиции Анкары. Решение о строительстве TANAP ускорит реализацию газопроводных проектов ЕС, поскольку TANAP необходим для экспорта большей части из 50 миллиардов кубометров, которые Азербайджан планирует добывать ежегодно к 2025 году», – отметил эксперт.

Будет ли TANAP конкурентом для российского газа на этом рынке?

«Я думаю, что TANAP будет одним из жизненно важных энергетических маршрутов, но у него может не хватить возможностей для удовлетворения потребностей стран Кавказа, Средиземноморья и Европы одновременно. В какой-то степени Европе придется зависеть от России в части энергии, хотя и в меньшем количестве. Что касается России, то сейчас они не полагаются на европейских клиентов, поскольку у них есть другие альтернативы, такие как Турция, Китай, Южная Азия и АСЕАН через Китай, как обещал Пекин после санкций в отношении Москвы. Российские энергетические компании уже активно участвуют в Пакистане, Иране и на Ближнем Востоке», – заключил доктор Кхан.

Не исключено, что на предстоящем в октябре VI Каспийском Саммите обсудят эти и многие другие вопросы, касающиеся Каспийского моря. К слову, саммит станет для Армении площадкой для заключения сотрудничества с теми же Азербайджаном и Турцией. Очевидно, что Армения, опираясь и надеясь на помощь союзников, потихоньку будет принимать условия Азербайджана, чтобы закрепиться как «достаточно сильная» страна Южного Кавказа.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *