США планируют расширить влияние в Центральной Азии вместо России

Впервые с начала 2020 года государственный секретарь США посетил Центральную Азию. 28 февраля Энтони Блинкен провел в Астане, 1 марта был в Ташкенте, а оттуда направился в Индию на встречу министров иностранных дел «Двадцатки».
В Астане прошла встреча министров иностранных дел в формате C5+1. Он был создан в 2015 году, в него входят пять стран региона (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и США. На сайте Госдепартамента говорится, что эта площадка организована, чтобы «достичь общую цель — независимую, процветающую и безопасную Центральную Азию, которая решает общие проблемы в партнерстве с США». Формат сконцентрирован на трех направлениях — экономика, энергетика и окружающая среда, безопасность. С 2021 года в рамках C5+1 прошли четыре министерские встречи.
На брифинге в преддверии визита помощник госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу пояснил: Блинкен едет в регион «на фоне годовщины войны России на Украине и давления, под которым оказались экономики и общества этой части мира».
«Наша главная цель — показать, что США — надежный партнер и что мы видим трудности, с которыми сталкиваются эти экономики», — сказал Лу. Среди проблем он назвал высокие цены на продовольствие и топливо, высокую безработицу, сложности с экспортом, медленное восстановление после пандемии и огромный приток мигрантов из России.
Очевидно, что сейчас вопрос стоит в том, чтобы страны Центральной Азии присоединились к политике санкций против России или по крайней мере не помогали ей эти санкции обходить.
В годовщину начала специальной военной операции на Украине в Генассамблее ООН прошло голосование по резолюции с призывом «закончить войну» и с требованием к России вывести войска с Украины. Ее одобрила 141 страна, семь высказались против, 32 воздержались. В числе воздержавшихся оказались четыре участника C5+1 — Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан; Туркмения была среди тех, кто не голосовал.
Отвечая на вопрос, насколько такой расклад беспокоит Вашингтон и будет ли госсекретарь пытаться повлиять на позицию государств Центральной Азии и Индии, которая также воздержалась, Лу сказал, что у этих стран длительная и сложная история взаимоотношений с Россией.
«Не думаю, что они вскоре положат конец этим отношениям, — продолжил помощник госсекретаря. — Но мы ведем с ними диалог о том, какую роль они могут сыграть в этом конфликте». Эти страны отправили «тонны гуманитарной помощи Украине» и высказывались в пользу территориальной целостности, независимости и суверенитета – отметил Лу. – И хотя их подходы отличаются от того, за который ратуют США, у всех общая цель — закончить конфликт и сделать это в соответствии с Уставом ООН».
Так он дал понять, что в работе с этими странами Вашингтон намерен действовать мягко. На совместной пресс-конференции с главой МИДа Мухтаром Тлеуберди госсекретарь говорил об укреплении партнерства — как двустороннего с Казахстаном, так и многостороннего в рамках C5+1, выразил поддержку реформам, которые Токаев запустил в 2022 году, и заверил, что США заинтересованы в укреплении экономического сотрудничества. Он затронул широкий спектр тем — от взаимодействия в борьбе с туберкулезом до роли Казахстана в запуске космических ракет.
По словам дипломата, США приложат усилия, чтобы «укрепить регион». Один из механизмов этого — Инициатива экономической устойчивости в Центральной Азии (Economic Resilience Initiative in Central Asia — ERICEN), запущенная американской администрацией в сентябре 2022 года, чтобы подстегнуть экономический рост в странах региона. США выделили $25 млн на то, чтобы они диверсифицировали свои торговые маршруты, расширили доступ инвестиций и решили проблему безработицы, дав населению практические навыки, которые помогли бы ему адаптироваться к современному рынку труда. Всего Вашингтон планирует вложить в эту инициативу $50 млн.
Комментируя визит, член консультативного совета Каспийского политического центра (КПК) Брюс Панье подчеркнул, что «средства направлены на проекты, которые принесут пользу Центральной Азии в будущем, а самое главное, без долга или условий». Здесь американцы напомнили про «обременительные долги», которые Китай наложил на регион, а «безусловное предложение Соединенных Штатов является возможностью для Центральной Азии построить доверительные отношения».
Блинкен заверил, что США делают все, чтобы снизить издержки для экономик региона и дать им новые возможности. Во время пресс-конференции Блинкен более десяти раз обвинил Россию в агрессии. В этом контексте он упомянул и Китай, который на днях обнародовал свой план урегулирования конфликта. Госсекретарь предостерег Пекин от военной помощи Москве: «Мы, без сомнений, введем меры, например, против китайских компаний или отдельных лиц, которые нарушат наши санкции или каким-либо другим образом будут замешаны в поддержке военных усилий России».
Западные СМИ турне Блинкена анонсировали именно в привязке к российско-китайским отношениям. Агентство Bloomberg сообщило, что госсекретарь едет «в сферу влияния России», где попытается «приблизить некоторых традиционных партнеров Москвы к позиции США относительно войны на Украине». Агентство Associated Press отметило, что турне пройдет на фоне растущей напряженности между США, Россией и Китаем из-за конфликта на Украине и все большей «напористости» Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе.
Агентство Reuters, ссылаясь на Лу, сообщило, что в Центральной Азии Блинкен постарается усилить потенциал взаимодействия Вашингтона со странами региона. По словам Лу, США «есть что предложить не только с точки зрения экономической вовлеченности, но и с ценностной точки зрения». Агентство также отметило, что США «ведут непрерывную дипломатическую деятельность, чтобы сплотить мир против вторжения России в Украину» и чтобы этот конфликт «обострил отношения Москвы с пятью бывшими советскими республиками Центральной Азии».
В Кремле, комментируя визит Блинкена, заявили, что взаимодействие с Центральной Азией — приоритет российской внешней политики.
«У нас свои двусторонние отношения и со среднеазиатскими странами, у нас есть свои форматы взаимодействия, с рядом из них нас объединяют интеграционные процессы Евразийского экономического союза, на что мы и ориентируемся, в чем мы заинтересованы и что мы считаем своим главным внешнеполитическим приоритетом», — сказал представитель президента России Дмитрий Песков.
Спокойствие Кремля, в этом вопросе, по мнению экспертов, вполне оправдано, а влияние США в регионе от этого визита сильнее не станет.
Доктор политических наук Андрей Казанцев в беседе с РБК отметил, что в последнее время центральноазиатские государства заметно диверсифицировали свою внешнюю политику, и в итоге в регионе сильно укрепились Турция и Китай. Согласно последним новостям в американских СМИ больше влияния России в Центральной Азии, Белый Дом беспокоит влияние Китая и сейчас в США взяли курс на отмену КНР в регионе.
Ранее мы писали о том, что США планируют стать главными на Южном Кавказе.