Казахстан

Ядерное будущее Казахстана: обещания и подводные камни

В прошлом году Казахстан провел общенациональный референдум по вопросу строительства атомной электростанции. Идея получила огромную поддержку, и Казахстан в настоящее время находится в процессе реализации этого амбициозного стратегического проекта.

Пока проект находится в стадии реализации, он еще не завершен или не работает. Сейчас подходящее время, чтобы обсудить как сроки проекта, так и риски и возможности, стоящие перед Казахстаном, поскольку его первая крупная атомная электростанция становится реальностью.

Алдияр Токтаров, председатель Ассоциации развития атомной промышленности поделился своими идеями о «ядерной» энергетической отрасли Казахстана.

Что происходит после референдума?

Токтаров отметил, что с тех пор, как идея строительства атомной станции в Казахстане получила такое высокое общественное одобрение, правительство приняло к созданию международного консорциума для поддержки проекта. Правительство Казахстана также начало активный диалог с потенциальными подрядчиками.

Он сказал, что в октябре 2024 года казахстанская делегация посетила Южную Корею. Там у них были встречи с крупными компаниями, такими как Doosan Enerbility, KHNP и KEPCO. Токтаров сообщил, что представители Казахстана и Кореи подписали соглашения о «локализации производства оборудования и подготовке человеческих ресурсов» для проекта атомной станции в Казахстане.

Токтаров отметил, что в повестку дня визита Владимира Путина в Казахстан в ноябре прошлого года был включен вопрос строительства атомной станции. В январе 2025 года представители Казахстана поехали в Россию, чтобы узнать о реакторах VVER-1200. Китай также стал ключевым партнером ядерного развития Казахстана. В декабре прошлого года, по словам Токтарова, в Казахстане были проведены встречи с CNNC (Китайской национальной ядерной корпорацией)). Помимо южнокорейских, российских и китайских компаний, есть также французские компании, которые считаются потенциальными подрядчиками.

В декабре прошлого года Министерство энергетики Казахстана совместно с казахстанскими национальными компаниями провели переговоры с EDF (Électricité de France), Framatome и Arabelle Solutions. Эти компании готовы поддержать строительство атомной станции в Казахстане и предлагают использовать европейский реактор под давлением. Турция также доказывает, что является союзником на пути к ядерной энергетике. Ближайшая страна, которая до сих пор добилась успеха со своей собственной атомной электростанцией Аккую, предлагает Казахстану практику и знания, которые помогут стране в «локализации производства» и «укреплении человеческого капитала».

Токтаров отметил, что Ассоциация развития атомной промышленности работает с корейскими и турецкими компаниями над обучением казахстанских специалистов. Они также работают с Международным агентством по атомной энергии над внедрением стандартов. Токтаров также поделился, что Ассоциация развития атомной промышленности (АИДА) активно развивает международное сотрудничество, одновременно уделяя особое внимание укреплению позиций ядерного сектора на региональном уровне. В рамках этих усилий особое внимание придается сотрудничеству с мировыми лидерами отрасли и обмену опытом.

В декабре 2024 года AIDA подписала меморандум о взаимопонимании с Корейской ядерной ассоциацией (KNA), открывая новые возможности для обмена знаниями и реализации совместных инициатив в области ядерной энергетики. В январе этого года аналогичное соглашение было заключено с Ассоциацией ядерной промышленности Турции (NIATR). Турецкая сторона, с ее успешным опытом реализации проекта атомной электростанции Аккую, предлагает Казахстану ценные знания и практику, связанные с локализацией производства и укреплением человеческих ресурсов.

Токтаров заявил: «Как AIDA, мы будем активно работать над обеспечением вовлечения всех заинтересованных сторон в процесс реализации проекта, стремясь привлечь лучших международных экспертов в Казахстан, что является одной из ключевых целей нашей ассоциации. Кроме того, в проекте будут участвовать международные организации, в частности Международное агентство по атомной энергии (МАГАУ). Они обеспечат дополнительный надзор и экспертные знания, еще больше подчеркивая нашу приверженность самым высоким стандартам безопасности и прозрачности. Этот проект имеет стратегическое значение для страны, и мы подходим к нему с максимальной ответственностью за обеспечение его успешной реализации».

Покроет ли атомная станция дефицит электроэнергии в Казахстане?

По словам Токтарова, Казахстан, по прогнозам, столкнется с серьезным кризисом дефицита электроэнергии. Он отметил, что даже сейчас Казахстан импортирует более 1 ГВт электроэнергии. Из-за того, что некоторые электростанции не находятся на полную мощность из-за «износа» от длительного использования, дефицит электрической энергии достигнет 25 ГВт к 2035 году.

Казахстан планирует обеспечить дефицит электроэнергии, используя различные источники энергии: уголь, возобновляемые источники энергии и ядерную энергию. Уголь по-прежнему является основным источником производства электроэнергии в Казахстане — на него приходится около 65 процентов электроэнергии. Токтаров отметил, что Казахстану очень трудно перейти на другие источники. Он отметил, что атомная электростанция будет иметь мощность 2,4 ГВт (два блока по 1200 МВт каждый), что покроет дефицит электроэнергии на юге Казахстана. Однако даже при таких возможностях атомная электростанция сможет покрыть только десять процентов ожидаемого дефицита энергии.

Токтаров объяснил, что угольные станции по-прежнему привлекательны в качестве источников энергии по следующим причинам: они обеспечивают стабильный источник производства электроэнергии; они доступны по цене; их относительно легко построить; и они используют существующую инфраструктуру. Кроме того, Казахстан имеет огромные запасы угля, которые покрывают внутренний спрос и даже могут быть экспортированы на внешние рынки. Но, по мнению Токтарова, воздействие на окружающую среду производства электроэнергии на основе угля становится серьезной проблемой. Что касается солнечной и ветровой энергии, то они очень полезны. Эти источники, однако, генерируют энергию только в периоды сильного ветра или интенсивного солнечного света, что делает их в лучшем случае прерывистыми. Они требуют поддержки от генерации базовой нагрузки, чтобы быть эффективными. Это означает, подчеркнул Токтаров, что для того, чтобы построить больше ветряных и солнечных станций, Казахстану придется построить больше станций генерации базовой нагрузки.

Наличие атомной станции в Казахстане не только поможет генерировать больше электроэнергии и сбалансировать дефицит энергии, но и поможет обеспечить достаточную генерацию базовой нагрузки для других источников энергии. Токтаров заявил, что в будущем Казахстан может извлечь выгоду из объединения ядерной энергетики с возобновляемыми источниками энергии, такими как солнечная и ветроэнергетика. Это позволило бы им создать более надежную и эффективную энергетическую систему, используя дополнительные сильные стороны каждой технологии. В частности, ядерная энергетика может использоваться для обеспечения базовой электроэнергией, в то время как возобновляемые источники энергии могут заполнить пробелы в периоды пикового спроса, что приведет к более стабильной сети и снижению зависимости от ископаемого топлива. Это откроет новые возможности, отметил Токтаров, «для адаптации к изменениям климата, минимизации негативного воздействия на окружающую среду и укрепления энергетической безопасности».

Каковы риски строительства атомной электростанции?

Токтаров считает, что основной риск, присущий проекту, носет технологический характер. Если он выберет устаревшую или «нерелевантную» технологию, Казахстан может столкнуться с рисками неэффективности в сочетании с низким уровнем безопасности. Например, электростанция Олкилуото в Финляндии боролась с серьезными задержками и превышением бюджета из-за выбора новой, но недостаточно протестированной технологии. Токтаров указал, что Казахстан может извлечь урок из опыта Финляндии, в частности, что стране необходимо выбрать не только современные, но и проверенные и надежные технологии.

По мнению Токтарова, экономические риски также имеют значение. Преубытие бюджета может стать огромной проблемой. Во Франции, например, атомная станция Фламанвиля требовала гораздо больше денег, чем первоначально прогнозировалось, спрос, который был встречен сильной негативной реакцией общественности. Для Казахстана, который уже имеет ограниченный бюджет и борется со слабым экономическим климатом, переисроки расходов были бы неприемлемы.

Экологические и социальные риски также являются факторами, которые нельзя игнорировать, отметил Токтаров. По его мнению, отсутствие достаточных экологических испытаний и недостаточное внимание к потребностям общества могут значительно задержать эффективное функционирование атомной станции в Казахстане. Обсуждая эту тему, он сослался на пример Германии, где сильные антиядерные настроения существовали десятилетиями и еще больше усиливались после ядерной катастрофы на Фукусиме, что привело к усилению оппозиции ядерной энергии и окончательному решению о полном отказе от ядерной энергетики.

Токтаров подтвердил, что Казахстан действительно рассматривает возможность строительства нескольких атомных электростанций. Возможно, заявил Токтаров, что город Курчатов (место, которое исторически было связано с атомной промышленностью Казахстана) станет местом для другой электростанции. Однако решение о возможных местах для других станций будет принято после детального исследования, указал Токтаров.

Одна из основных причин для наличинания нескольких атомных станций заключается в том, чтобы справиться с огромным дефицитом энергии, который, по прогнозам, произойдет в Казахстане в ближайшие годы. По данным Министерства энергетики, в 2022 году уровень дефицита уже был равен 1,3 ГВт. Ожидается, что в ближайшие пять лет дефицит превысит 13 миллиардов кВтч. Усугубляющим фактором является то, что электростанции Казахстана быстро ухудшаются, а средний уровень «износа» на них достиг 70 процентов. Это серьезный вызов энергетической безопасности страны, отметил Токтаров.

Такие проблемы побуждают казахстанские власти рассмотреть возможность строительства нескольких атомных станций. Президент Казахстана и правительство, по словам Токтарова, надеются, что строительство «ядерного кластера» в Казахстане не только покроет дефицит энергии, но и послужит драйвером для местного промышленного и экономического развития. Токтаров считает, что строительство атомных электростанций в Казахстане станет катализатором для развития целого ряда отраслей промышленности и предоставит местным компаниям огромный стимул инвестировать в новые технологии и оборудование, необходимые для атомных станций. Он упомянул, что проект Akkuyu в Турции создал именно такой «эффект мультипликации», привел к увеличению инвестиций в бизнес и привел к большей «локализации» производства с 56 процентами товаров, произведенных на месте.

Токтаров подчеркнул, что для успешной реализации своего ядерного проекта Казахстану необходимо решить несколько системных проблем. Во-первых, действующее казахское законодательство должно быть обновлено в соответствии с международными стандартами, включая вопрос утилизации ядерных отходов. Другой, возможно, даже более важной проблемой является развитие человеческих ресурсов. Токтаров указал, что в Казахстане не хватает экспертов в области инженерии, физики, химии и механики.

«Безопасность, техническая надежность, экономическая эффективность и способность технологии соответствовать спросу страны» являются основными критериями, которые будут учитываться при выборе подрядчика, заявил Токтаров. Он также подчеркнул, что «успешный опыт работы в других странах и способность соответствовать национальным интересам, международным стандартам и обязательствам» также будет огромным фактором в процессе отбора. Как он отмечал ранее, Казахстан в настоящее время рассматривает предложения от китайской компании CNNC (реакторы HPR1000), российской Росатом (реактор VVER-1200), южнокорейской KHNP (реактор APR1400) и французской EDF (реактор EPR 1200). Все эти реакторы относятся к реакторам с водой под давлением III или III+ поколения (PWR), известным своей высокой надежностью и передовыми системами безопасности.

Алдияр Токтаров приводит убедительные аргументы как в пользу необходимости атомной электростанции в Казахстане, так и необходимости принятия продуманного подхода к сложной задаче ее создания. Токтаров считает, что строительство атомной станции является «стратегическим проектом, который станет уникальной особенностью страны». Казахстан, по его словам, уже занимает лидирующую позицию в мире как производитель урана. Он заметил, что стране теперь нужно сделать шаг вперед и начать развивать ядерную энергетику. Это позволит Казахстану «не только укрепить свое лидное место, но и перейти на более высокий уровень технологического развития».

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *