Казахстан Экономика

Взаимодействие Центральной Азии с талибами*

Возвращение талибов (запрещенная на территории РФ организация) к власти в 2021 году резко осложнило отношения правительств стран Центральной Азии с Афганистаном. Хотя ни одна страна в регионе официально не признала режим талибов, такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан, пытались осторожно поддерживать торговые отношения с Афганистаном, а также пытались реинтегрировать страну обратно в региональную экономику и использовать ее рынки для оптимизации экспорта.

Поддержание экономических отношений, а также стабилизация гуманитарной и политической обстановки в Афганистане всегда были в центре внимания государств Центральной Азии. В дипломатическом плане Казахстан и другие страны очень осторожно взаимодействуют с режимом талибов, поддерживая обсуждение через дипломатических представителей, но не давая режиму полного государственного признания.

Премьер-министр, министр торговли и интеграции Республики Казахстан Серик Жумангарин посетил Кабул с официальным визитом.

В ходе визита Жумангарин обнародовал торговые планы своего правительства с Афганистаном: «Политика политикой, а экономика экономикой — мы планируем наращивать это торговое сотрудничество», — заявил премьер.

Он отметил, что текущий объем торговли с Афганистаном составляет около $1 млрд, а учитывая, что рынок в стране «очень большой и перспективный», есть реальные перспективы для поставок пшеницы, муки и растительного масла. В частности, было подчеркнуто, что Казахстан обладает экспортным потенциалом в Афганистан в размере 174 млн долларов в пищевой, нефтехимической, химической, металлургической, легкой машиностроительной, строительной и других ключевых отраслях.

В этом направлении Казахстан планирует открыть представительство по торговым связям в Кабуле. Такие улучшения в двусторонней торговле также могут способствовать расширению региональной связанности, а также улучшению цепочки поставок и энергетических маршрутов.

Гуманитарная помощь также была в центре двусторонних отношений Казахстана с Афганистаном. Ранее Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на гуманитарной составляющей сотрудничества Казахстана с Афганистаном. В ходе своего визита казахстанская делегация во главе с Сериком Жумангариным сообщила, что в период месяца Рамадан в Афганистан будет направлена гуманитарная помощь общим объемом 5403 тонны, состоящая из продуктов питания и продуктов из пшеницы, а также медикаментов. Одной из основных целей Казахстана путем восстановления двусторонних торговых отношений с Афганистаном было смягчение последствий экономического коллапса и гуманитарного кризиса внутри страны.

После визита Жумангарина официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров заявил, что Казахстан согласился предоставить дипломатическую аккредитацию представителям Афганистана, не признавая легитимность самого правительства талибов.

«Приезд представителей новой администрации в Афганистан не означает признания — это остается прерогативой ООН», — подчеркнул Смадияров.

Следует отметить, что аналогичный подход был принят большинством стран региона, в том числе Узбекистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном. Таджикистан остается единственным государством Центральной Азии, не желающим взаимодействовать с талибами, в основном из-за его опасений по поводу таких военизированных группировок, как «Техрик-и-Талибан Таджикистан» (запрещенная на территории РФ организация) в северном Афганистане по ту сторону таджикско-афганской границы. Поступали сообщения о посещении делегацией талибов афганского консульства в городе Хороге, столице Горно-Бадахшанской области Таджикистана; официальный Душанбе не подтвердил эти утверждения.

Талибан по-прежнему сталкивается с изоляцией во всем мире, а страны и международные организации отказываются признать режим из-за его незаконного захвата страны и нарушения им прав человека. Недавно власти талибов назначили новых дипломатов в Генеральные консульства Афганистана в Тегеране и Стамбуле. Талибан также захватил дипломатические миссии Афганистана в Пакистане, России и Китае.

В то время как государства Центральной Азии тщательно пытаются работать с режимом Талибана для улучшения своих двусторонних отношений, в основном сосредоточив внимание на торговле, они также должны соблюдать тонкий баланс, не предпринимая никаких шагов в отношении Талибана, в которых они будет косвенно признавать режим законным правительством. В частности, в Узбекистане и Таджикистане оба непосредственных соседа Афганистана, исламистские группировки и движения уже воевали на стороне Исламского государства в прошлом, вызывая внутреннюю обеспокоенность местных органов власти по поводу роста экстремизма.

В мае 2022 года специальный представитель президента Узбекистана по Афганистану Исматулла Иргашев подтвердил, что Ташкент будет готов двигаться вперед с официальным признанием «только во взаимодействии с международным сообществом». Похоже, это общая официальная позиция центральноазиатских государств. Двигаясь вперед, вполне вероятно, что правительства стран Центральной Азии и дальше будут отказываться признавать легитимность режима талибов, если новое правительство в Кабуле не будет претендовать на международное признание.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *